Авторизация  / Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
30.11.2017

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: особенности и проблемы применения

Правовое регулирование антидемпинговых мер в госзакупках

Одним из способов нечестной конкурентной борьбы, ограничивающим выход на рынок новых конкурентов и облегчающим вытеснение с него существующих соперников, является так называемая «война цен», описанная в экономической теории как способ конкурентной борьбы, при котором происходит снижение цен почти до уровня затрат. Некоторые участники рынка делают это с целью «выжимания» наименее эффективных производителей, у которых запас прибыли значительно меньше. Подобная ситуация нежелательна для общества, так как создает условия для навязывания потребителям определенных условий продаж, что в конечном счете сводится к завышению цен ради компенсации понесенных «победителями» потерь.

К ограничительным законодательным мерам, регулирующим вопросы ценовой политики, относят, в частности, запрет на демпинг – продажу товаров по ценам, которые не только не обеспечивают поставщикам (производителям) получение минимальной прибыли, но даже могут зачастую не покрывать понесенные ими затраты на производство и сбыт.

При осуществлении госзакупок проблема демпинга стала явной, когда поставщики получили возможность участвовать в открытых электронных торгах, при проведении которых начальная максимальная цена снижалась до нуля, а затем проводился тендер на повышение.

С вступлением в силу Закона о контрактной системе 44-ФЗ некоторые противоречия были устранены. Вместе с тем многие эксперты признают тот факт, что проблема искусственного занижения цен по-прежнему остается актуальной.

Антидемпинговые меры регулируются статьей 37 и применяются исключительно к конкурсам и аукционам.

Если НМЦК более 15 млн. рублей, и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25 и более процентов ниже указанной, участник закупки обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза превышающее обеспечение, указанное в документации (но не менее чем в размере аванса, если выплата аванса предусмотрена условиями контракта).

Если НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее, и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25 и более процентов ниже указанной, участник закупки может предоставить либо обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза превышающее обеспечение, указанное в документации, либо документы, подтверждающие добросовестность участника.

Подтверждением добросовестности является информация об исполненных контрактах, которая содержится в реестре контрактов, при этом контракты должны быть исполнены без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней):

1.       в течение 1 года до даты подачи заявки исполнено три и более контракта;

2.       в течение 2 лет до даты подачи заявки исполнено четыре и более контракта (в данном случае не менее 75% контрактов должны быть исполнены без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней));

3.       в течение 3 лет до даты подачи заявки исполнено три и более контракта.

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт. При проведении конкурса такая информация должна быть представлена в составе заявки, а при проведении аукциона – предоставлена заказчику вместе с подписанным проектом контракта.

Стоит отметить, что Закон 44-ФЗ не предусматривает исключительную добросовестность поставщика. Если поставщик представит информацию о необходимом количестве контрактов, обязательства по которым были им выполнены, и заказчиками не предъявлялись требования об уплате неустойки (штрафа, пени), но при этом в реестре контрактов будут содержаться сведения, что по другим контрактам в отношении данного поставщика применялись меры по взысканию неустойки (штрафа, пени), то заказчик не вправе отклонить заявку такого участника. В связи с этим экспертное сообщество придерживается точки зрения о необходимости ужесточения законодательных мер по отношению к недобросовестным поставщикам.

По мнению же Минфина, при представлении сведений о надлежащем исполнении контрактов, содержащихся в реестре контрактов, участник закупки вправе представить информацию, позволяющую определить реестровую (реестровые) запись (записи) из реестра контрактов, без привязки к какой-либо форме подачи такой информации (Письмо Минфина от 2 октября 2017 г. № 24-06-08/64068).

Кроме того, Минфин считает, что если аукцион проводится на заключение контракта, объем которого неизвестен, по цене единицы товара, работы или услуги, то снижения НМЦК не происходит, поэтому к участникам такого аукциона антидемпинговые меры не применяются (Письмо Минфина от 13 октября 2017 г. № 24-02-08/67122). К таким закупкам относятся обслуживание и ремонт техники, медицинские и юридические услуги, образовательные услуги, услуги связи, а также услуги по перевозке грузов и пассажиров и др.

Вместе с тем под действие Закона 44-ФЗ попадают контракты, на основе которых выполняются научные исследования, опытно-конструкторские или технологические работы (комплекс работ по разработке документации на опытный образец и изготовлению и испытаниям опытного образца), а также оказание консультационных услуг. Здесь возникает ряд сложностей, связанных с определением начальной максимальной цены контракта. Так, например, довольно трудно оценить объем затрат на проведение научно-исследовательской работы, главным критерием для расчета которого являются трудозатраты, складывающиеся из планируемого времени и необходимого количества работников для реализации проекта. При этом для оценки стоимости научного исследования первостепенную важность имеют показатели качества и эффективности. В соответствии с ч.ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ заказчик при проведении конкурсных процедур вправе установить различные значения для оценки заявок, содержащих предложения о цене контракта менее 25% от НМЦК и более.  

При проведении конкурса или аукциона на закупку товаров для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствия, средств для оказания медицинской помощи, лекарственных препаратов, топлива) дополнительно ко всем антидемпинговым мерам участник закупки, предложивший цену на 25 и более процентов ниже НМЦК, обязан предоставить обоснование такого снижения, гарантирующего своевременные поставки по контракту. Дополнительная документация служит хорошим подспорьем при проверке благонадежности поставщика и объективной оценке рисков во избежание убытков и иных нежелательных последствий. Это может быть гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, указывающие на наличие необходимого товара у поставщика, или иные документы и расчеты, подтверждающие возможность осуществления поставки.

Антидемпинговые меры не применяются при закупках лекарственных препаратов, включенных Правительством РФ в список ЖНВЛП, при этом цена контракта должна быть снижена не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 44-ФЗ).

В целом современная антимонопольная политика придерживается иного подхода, чем несколько десятков лет назад, и поддерживает «здоровую конкуренцию». Одним из основных принципов контрактной системы является создание необходимых условий для формирования свободной конкуренции – влиять на нее и создавать барьеры с целью увеличения степени рыночной концентрации запрещено.

Эксперты
Слепак Владимир Анатольевич

Слепак Владимир Анатольевич

Председатель Правления МОО «Ассоциация заказчиков и поставщиков»

Саакян Татьяна Васильевна

Саакян Татьяна Васильевна

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России

Баширова Диляра Маратовна

Баширова Диляра Маратовна

Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Дегтев Геннадий Валентинович

Дегтев Геннадий Валентинович

руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет)

Гремякова Ольга Петровна

Гремякова Ольга Петровна

Заместитель министра – директор департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок министерства финансов Тульской области

Степанов Виктор Викторович

Степанов Виктор Викторович

Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", Генеральный директор ООО «РТС-тендер»

Горных Виктор Владимирович

Горных Виктор Владимирович

Председатель комитета по развитию финансового сопровождения закупок Ассоциации Заказчиков и поставщиков

Буташин Дмитрий Анатольевич

Буташин Дмитрий Анатольевич

Проректор РАНХиГС

Возврат к списку